По вопросам размещения на сайте, пожалуйста, звоните +7 495 150-08-68

Новое в законодательстве (01.05.2011 – 01.06.2011) 06 июня 2011 года

Распоряжение Правления ПФ РФ от 03.02.2011 № 34р «Об утверждении Методических рекомендаций по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов».

Данный правовой акт принят в целях установления единообразной правоприменительной практики и оказания методической помощи территориальным органам Пенсионного фонда РФ по проведению и оформлению результатов выездных проверок плательщиков страховых взносов.

Целями таких выездных проверок является осуществление контроля за соблюдением плательщиками страховых взносов законодательства РФ об обязательном социальном страховании в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (ПФР, ФОМС, территориальные фонды ОМС), представления плательщиками страховых взносов сведений индивидуального (персонифицированного) учета о застрахованных лицах. Факты нарушений законодательства, выявленные в ходе выездной проверки, должны быть документально подтверждены.

Как подчеркивается в правовом акте, условием эффективного проведения и результативности выездных проверок является качественное планирование и организация проведения выездных проверок на подготовительном этапе.

К целям планирования отнесены:

1) отбор плательщиков для включения в план проведения выездных проверок по многофакторным критериям;

2) обеспечение своевременности проведения плановых проверок;

3) обеспечение оперативного проведения выездных проверок ликвидируемых и находящихся в стадии банкротства плательщиков страховых взносов.

На подготовительном этапе определяются перечень плательщиков страховых взносов, в отношении которых должны быть проведены выездные проверки в предстоящем периоде; сроки их проведения; а также периоды, которые должны быть охвачены проверкой.

Отбор плательщиков для проведения проверок осуществляется на основании определенных критериев, в том числе:

- отнесение к числу крупнейших плательщиков (имеющих наибольшие суммы облагаемой базы, наибольшее количество застрахованных лиц или среднесписочную численность работников);

- несвоевременное представление индивидуальных сведений;

- наличие у плательщика сумм выплат, не облагаемых страховыми взносами.

На основании критериев отбора плательщиков страховых взносов в IV квартале года, предшествующего году, в котором планируется проводить выездные проверки плательщиков страховых взносов, формируется ежегодный план-график проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов. Плательщики страховых взносов, не ведущие финансово-хозяйственную деятельность, в план-график не включаются. План-график включает в себя информацию о плательщике взносов, месяце и периоде проверки, а также основания (критерии) для включения плательщика в план-график.

Основанием для проведения выездной проверки является решение руководителя (заместителя руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов по месту нахождения организации, ее обособленного подразделения или по месту жительства физического лица. Решение о проведении выездной проверки принимается руководителем (заместителем руководителя) территориального органа ПФР на основании и в срок, указанный в плане-графике.

В ходе проверки органы контроля за уплатой страховых взносов имеют право требовать от плательщика страховых взносов документы по формам, установленным государственными органами, служащие основанием для исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (перечисления) страховых взносов.

В рамках выездной проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о проведении выездной проверки. Срок проведения выездной проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке. Выездная проверка не может продолжаться более двух месяцев.

Установлены обязательные требования к содержанию акта выездной налоговой проверки, а именно в нем должны находить свое отражение категория проверяемого плательщика страховых взносов, своевременность и полнота представления плательщиком страховых взносов расчетов и индивидуальных сведений в территориальные органы, осуществляющие контроль за уплатой страховых взносов; проверка правильности определения плательщиком страховых взносов объекта обложения страховыми взносами и базы для начисления страховых взносов.

По результатам выездной проверки составляется справка о ее проведении, где фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения.

Руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, рассматриваются акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту. Решение по результатам выездной проверки должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока для представления плательщиком страховых взносов письменных возражений по акту. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Важно отметить, что действие указанных методических рекомендаций применяется к правоотношениям при проведении выездных проверок за расчетный период с 01.01.2010.

Приказ Минфина РФ от 12.05.2011 № 59н «Об утверждении Порядка представления микрофинансовыми организациями документов, содержащих отчет о микрофинансовой деятельности и персональном составе руководящих органов микрофинансовой организации».

Необходимо напомнить, что под микрофинансовой организацией понимается юридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (за исключением бюджетного учреждения), некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества, осуществляющее микрофинансовую деятельность и внесенное в государственный реестр микрофинансовых организаций; она имеет право предоставлять микрозаймы, то есть займы, предоставляемые займодавцем заемщику на условиях, предусмотренных договором займа, в сумме, не превышающей один миллион рублей.

Микрофинансовые организации обязаны ежеквартально представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о микрофинансовой деятельности и о персональном составе своих руководящих органов.

Отчетными периодами для составления ежеквартальной отчетности является первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год. Данные в ежеквартальной отчетности отражаются по состоянию на последний календарный день отчетного периода или за отчетный период. Ежеквартальная отчетность представляется начиная с отчетного периода, в котором сведения об организации были внесены в государственный реестр микрофинансовых организаций. Датой представления ежеквартальной отчетности в Минфин России считается дата направления заказного почтового отправления с уведомлением о вручении или представления непосредственно в Минфин России.

В отчете о микрофинансовой деятельности должны содержаться сведения о микрозаймах, о средствах, привлеченных для осуществления микрофинансовой деятельности от юридических и физических лиц. Кроме того, в отчете должны быть показатели собственных средств микрофинансовой организации и другие экономические показатели (в частности, активы, краткосрочные обязательства).

Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Данный нормативный правовой акт призван урегулировать отношения по вопросу лицензирования отдельных видов деятельности. Закон не применяется к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования:

- использования атомной энергии;

- производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

- деятельности, связанной с защитой государственной тайны;

- деятельности кредитных организаций;

- деятельности по организации биржевой торговли, деятельности биржевых посредников и биржевых брокеров;

- деятельности акционерных инвестиционных фондов, деятельности по управлению акционерными инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами;

- деятельности специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;

- деятельности негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию;

- клиринговой деятельности;

- страховой деятельности.

Необходимо отметить, что лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, которые установлены законодательством. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности. К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой причинение ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Основными принципами осуществления лицензирования являются:

- обеспечение единства экономического пространства на территории РФ;

- установление лицензируемых видов деятельности федеральным законом;

- установление федеральными законами единого порядка лицензирования отдельных видов деятельности на территории РФ;

- установление исчерпывающих перечней лицензионных требований в отношении лицензируемых видов деятельности положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;

- открытость и доступность информации о лицензировании, за исключением информации, распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством РФ;

- недопустимость взимания с соискателей лицензий и лицензиатов платы за осуществление лицензирования, за исключением уплаты государственной пошлины в размерах и в порядке, которые установлены законодательством РФ о налогах и сборах;

- соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

Законом закреплены полномочия Правительства РФ в области лицензирования и полномочия лицензирующих органов, права, обязанности и ответственность должностных лиц лицензирующих органов.

Осуществление полномочий РФ в области лицензирования отдельных видов деятельности может быть передано органам государственной власти субъектов РФ.

Лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством РФ. Они включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования.

Лицензия предоставляется на каждый вид деятельности, указанный в Законе. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории РФ со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии. Лицензия действует бессрочно. Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта РФ, может осуществляться на территориях других субъектов РФ при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов РФ.

Законом предусмотрен широкий перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии, в частности: разработка, производство, испытание, установка, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизация и реализация вооружения и военной техники; деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений; производство лекарственных средств; деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров; деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя); погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах; деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах; частная охранная деятельность; частная детективная (сыскная) деятельность; телевизионное вещание и радиовещание; деятельность по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для электронных вычислительных машин, баз данных и фонограмм на любых видах носителей (за исключением случаев, если указанная деятельность самостоятельно осуществляется лицами, обладающими правами на использование данных объектов авторских и смежных прав в силу федерального закона или договора); образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой негосударственными образовательными учреждениями, находящимися на территории инновационного центра «Сколково»);

В срок, не превышающий сорока пяти рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов, лицензирующий орган осуществляет проверку полноты и достоверности содержащихся в указанных заявлении и документах сведений, в том числе проверку соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям и принимает решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении. Решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении оформляется приказом (распоряжением) лицензирующего органа.

Лицензирующим органом формируется и ведется лицензионное дело соискателя лицензии или лицензиата.

Действие лицензии приостанавливается лицензирующим органом в следующих случаях:

- привлечение лицензиата к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований, выданного лицензирующим органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

- назначение лицензиату административного наказания в виде административного приостановления деятельности за грубое нарушение лицензионных требований.

Приказ Минэкономразвития РФ от 18.03.2011 № 114 «Об утверждении Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, в отношении которых принято решение о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости».

Правовым актом определены правила определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, в отношении которых принято решение о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в случаях использования недостоверных сведений об объекте недвижимости при определении кадастровой стоимости. В течение трех рабочих дней с даты принятия комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости решения о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии уведомляет заказчика работ по определению кадастровой стоимости о необходимости пересмотра результатов определения кадастровой стоимости и одновременно направляет копии решения и документов, на основании которых такое решение принято.

Заказчик обеспечивает определение кадастровой стоимости объектов недвижимости, в отношении которых принято решение о пересмотре их кадастровой стоимости, и представление в орган кадастрового учета информации о произведенном определении кадастровой стоимости с приложением сведений о кадастровом номере объекта недвижимости, его кадастровой стоимости по состоянию на дату проведения оценки и с описанием произведенных работ (расчет кадастровой стоимости) в течение десяти рабочих дней с даты принятия указанного решения. Определение кадастровой стоимости осуществляется на основании отчета об определении кадастровой стоимости с использованием достоверных сведений об объекте недвижимости.

Указание Банка России от 01.04.2011 № 2606-У «О внесении изменения в Положение Банка России от 16 октября 2008 года N 323-П «О предоставлении Банком России российским кредитным организациям кредитов без обеспечения».

В соответствии с настоящим Указанием ЦБ РФ проведение операций по предоставлению Банком России кредитов кредитным организациям, а также заключение генеральных соглашений с кредитными организациями приостанавливается (возобновляется) в соответствии с решениями Совета директоров Банка России. Такая информация размещается на сайте ЦБ РФ.

Коротко:

1. Постановление Президиума ВАС РФ от 29.03.2011 № 14344/10 по делу № А56-78780/2009. Факт неисполнения подрядчиком в срок своих обязательств не освобождает заказчика работ от ответственности за неоплату принятых работ.

2. Постановление Президиума ВАС РФ от 01.03.2011 № 9647/10 по делу № А56-43806/2009. Исполнительный лист о взыскании денежных средств с должника - бюджетного учреждения - не может быть возвращен без исполнения по мотиву отсутствия у него лицевого счета в конкретном органе Федерального казначейства.

Следовательно, орган Федерального казначейства по месту нахождения бюджетного учреждения, получивший исполнительный лист арбитражного суда и выявивший отсутствие у него лицевых счетов должника, должен сам установить надлежащий орган казначейства по месту открытия лицевого счета должника и направить в этот орган исполнительный лист для исполнения. При отсутствии у должника лицевых (расчетных) счетов как в органах Федерального казначейства, так и в учреждениях ЦБ РФ или кредитных организациях исполнительный лист направляется для исполнения в орган Федерального казначейства по месту открытия счета главному распорядителю соответствующих средств федерального бюджета.


Кораблин Владислав

Юридическая компания «Юков, Хренов и Партнеры»


 

← к статьям