По вопросам размещения на сайте, пожалуйста, звоните +7 495 150-08-68

Законодательство Update. Апрель 2011 года 05 мая 2011 года

Представляем Вашему вниманию свежий обзор последних изменений законодательства, касающихся рынка недвижимости России.


Постановление Правительства РФ от 29.03.2011 № 222 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 05.12.2006 № 748».

Указанным актом утверждены изменения, которые вносятся в типовое концессионное соглашение в отношении систем коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства, в том числе объектов водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, объектов, предназначенных для освещения территорий городских и сельских поселений, объектов, предназначенных для благоустройства территорий, а также объектов социально-бытового назначения, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 05.12.2006 № 748.

В Соглашении подробно урегулированы вопросы, касающиеся:

- предмета Соглашения (тот объект, который концессионер обязуется создать или реконструировать;

- объекта Соглашения (система коммунальной инфраструктуры, объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки;

- порядок передачи концедентом концессионеру объектов имущества;

- порядок передачи концессионером концеденту объектов имущества.

        

Письмо ФНС РФ от 11.04.2011 № КЕ-4-3/5722@ «О порядке учета в целях налогообложения прибыли сумм компенсаций за обучение, выплачиваемых физическим лицом организации, оплатившей обучение».

ФНС РФ разъяснены вопросы о порядке учета в целях налогообложения прибыли сумм компенсаций за обучение, выплачиваемых физическим лицом организации, оплатившей обучение. Расходы на обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников организации-налогоплательщика включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

Расходы налогоплательщика на обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников налогоплательщика включаются в состав прочих расходов, если:

1) обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональная подготовка и переподготовка работников налогоплательщика осуществляются на основании договора с российскими образовательными учреждениями, имеющими соответствующую лицензию, либо иностранными образовательными учреждениями, имеющими соответствующий статус;

2) обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку проходят работники налогоплательщика, заключившие с налогоплательщиком трудовой договор, либо физические лица, заключившие с налогоплательщиком договор, предусматривающий обязанность физического лица не позднее трех месяцев после окончания указанного обучения, профессиональной подготовки и переподготовки, оплаченных налогоплательщиком, заключить с ним трудовой договор отработать у налогоплательщика не менее одного года.

В случае если трудовой договор физического лица налогоплательщиком не был заключен по истечении трех месяцев после окончания обучения, профессиональной подготовки или переподготовки, оплаченных налогоплательщиком, налогоплательщик обязан включить во внереализационные доходы отчетного (налогового) периода, в котором истек данный срок заключения трудового договора, сумму платы за обучение, профессиональную подготовку или переподготовку соответствующего физического лица, учтенную ранее при исчислении налоговой базы.

Таким образом, в случае если по истечении трех месяцев с даты окончания обучения физическое лицо не заключило трудовой договор с организацией, оплатившей обучение, расходы, связанные с оплатой обучения, понесенные организацией, должны включаться в состав доходов налогоплательщика.

Нередки ситуации, когда организация заключает договоры на обучение, предусматривающие обязанность физических лиц не позднее трех месяцев с момента окончания обучения, оплаченного организацией, заключить с налогоплательщиком трудовой договор. При этом условиями заключаемых договоров предусмотрено, что если физическое лицо не заключает с налогоплательщиком трудовой договор в установленный срок, данное физическое лицо или, в отдельных случаях, организация, с которой указанное физическое лицо заключило трудовой договор, возмещает налогоплательщику, оплатившему обучение, понесенные расходы.

В таком случае суммы компенсаций стоимости обучения, предусмотренные договором, которые выплачиваются физическим лицом или организацией - работодателем данного физического лица, включаются в состав внереализационных доходов и учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль у организации, оплатившей это обучение.


Заявление Правительства РФ № 1472п-П13, Банка России № 01-001/1280 от 05.04.2011 «О Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года».

Правительство РФ и Банк России с учетом уроков кризиса констатируют необходимость продолжения усилий по повышению устойчивости банковского сектора и обеспечению динамичного роста совокупных показателей его функционирования.

Основным содержанием нового этапа в развитии банковской сферы должно стать повышение качества банковской деятельности, включающее расширение состава банковских продуктов и услуг и совершенствование способов их предоставления, обеспечение долгосрочной эффективности и устойчивости бизнеса кредитных организаций.

В результате кредитные организации во все возрастающей степени будут ориентироваться на долгосрочные результаты деятельности и более рациональное ведение бизнеса, построение и использование эффективных систем управления, включая управление рисками. Указанные изменения будут означать переход к интенсивной модели развития банковского сектора.

В рамках реализации указанной Стратегии предполагается создать необходимые правовые и иные условия для формирования в РФ современного высокоразвитого и конкурентоспособного банковского сектора, отвечающего интересам российской экономики и обеспечивающего высокий уровень банковского обслуживания населения и организаций.

Основной целью развития банковского сектора РФ на среднесрочную перспективу является активное участие в модернизации экономики на основе существенного повышения уровня и качества банковских услуг, предоставляемых организациям и населению, и обеспечения его системной устойчивости. Достижение этой цели является необходимым условием развития российской экономики и повышения ее конкурентоспособности на международной арене за счет диверсификации и перехода на инновационный путь развития.

Изменение модели развития банковского сектора потребует от Правительства РФ и Банка России реализации комплекса мероприятий, направленных:

- на совершенствование правовой среды, включая развитие законодательства Российской Федерации и создание иных условий, обеспечивающих возможности рационального ведения бизнеса, более эффективную защиту частной собственности и развитие конкуренции на всех сегментах финансового рынка;

- на формирование инфраструктуры, отвечающей современным требованиям и базирующейся на использовании передовых банковских технологий, развитии системы регистрации залогов, бюро кредитных историй, платежной и расчетной систем, института центрального контрагента и иных инфраструктурных институтов и условий, включая мероприятия по созданию международного финансового центра в Российской Федерации;

- на повышение качества корпоративного управления и управления рисками в кредитных организациях.

В результате реализации Стратегии российская банковская система по всем основным аспектам (организация деятельности, качество управления, состояние конкурентной среды, учет и отчетность, рыночная дисциплина и транспарентность, регулирование и надзор) должна соответствовать международным стандартам.

Предусматривается принять меры, направленные:

- на создание условий для развития конкуренции в банковском секторе и на финансовом рынке в целом, а также на повышение конкурентоспособности российских кредитных организаций и системной устойчивости банковского сектора;

- на повышение качества и расширение возможностей потребления банковских услуг населением и организациями, в том числе в удаленных и труднодоступных регионах;

- на внедрение современных банковских и информационных технологий, упрощение и расширение перечня инструментов кредитования малого бизнеса;

- на предотвращение вовлечения кредитных организаций в противоправную деятельность прежде всего по легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Система банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций в РФ в ближайшие годы должна стать более эффективной, соответствовать международными стандартами в этой области.

Предусматривается продолжить работу по уточнению полномочий Банка России согласно предъявляемым к банковскому регулированию и банковскому надзору международным требованиям, включая возможности по оценке устойчивости кредитных организаций на индивидуальной и консолидированной основе и полномочия по применению мер надзорного реагирования.

Специальное внимание будет уделено вопросам идентификации и оценки рисков, в том числе рисков, имеющих системную природу, на содержательной основе и интенсивности надзора исходя из риск-ориентированных подходов.


Письмо Банка России от 07.04.2011 № 47-Т «О направлении Рекомендаций кредитным организациям, обслуживающим клиентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц».

В целях организации надлежащей работы кредитных организаций, обслуживающих клиентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, подготовлены для использования в работе Рекомендации по обеспечению соблюдения требований Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» и ст. 13.1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» при обслуживании платежных агентов, банковских платежных агентов.

Установлено, что платежный агент обязан использовать отдельный банковский счет для осуществления расчетов и зачисления на него в полном объеме полученных от плательщиков при приеме платежей денежных средств.

Отдельный банковский счет, открываемый платежному агенту, является специальным банковским счетом.

По сообщению территориальных учреждений Банка России и кредитных организаций, имеются случаи осуществления платежными агентами операций по приему платежей физических лиц без использования отдельного банковского счета, включая использование платежными агентами ранее открытых банковских счетов.

В целях управления банковскими рисками, в том числе правовым риском и риском потери деловой репутации, при организации обслуживания платежных агентов кредитным организациям рекомендуется в рамках реализации принципа «знай своего клиента» осуществить разработку адекватной политики и процедур, включающих порядок осуществления операций по отдельным банковским счетам, открываемым платежным агентам, и мониторинга указанных операций.

В целях реализации принципа «знай своего клиента» кредитной организации рекомендуется проводить мероприятия по выявлению случаев несоблюдения клиентами, осуществляющими деятельность по приему платежей, требований законодательства, в том числе в части осуществления указанной деятельности без использования отдельного банковского счета.

В рамках указанных мероприятий кредитным организациям рекомендуется:

- осуществлять на постоянной основе сопоставление объема наличных денежных средств, внесенных на отдельный банковский счет платежного агента, и денежных средств, перечисленных в целях осуществления расчетов с операторами по приему платежей, поставщиками;

- анализировать выявленные расхождения сумм внесенных наличных денежных средств с суммами, перечисленными на осуществление расчетов с операторами по приему платежей, поставщиками.


Федеральный закон от 06.04.2011 № 68-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Законодатель вновь обращается к идеи создания внутрибюджетных фондов – дорожных фондов, уже существовавших в отечественной практике до 2001 года. Под дорожным фоном понимается часть средств бюджета, подлежащая использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования. К дорожным фондам относятся Федеральный дорожный фонд, дорожные фонды субъектов Российской Федерации и муниципальные дорожные фонды. Объем бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период в размере не менее суммы установленного настоящей статьей базового объема бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда, скорректированного с учетом прогнозируемого уровня инфляции на очередной финансовый год и плановый период, и прогнозируемого объема доходов федерального бюджета от:

- акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, подлежащих зачислению в федеральный бюджет;

- использования имущества, входящего в состав автомобильных дорог общего пользования федерального значения;

- передачи в аренду земельных участков, расположенных в полосе отвода автомобильных дорог общего пользования федерального значения;

- сборов за проезд автотранспортных средств, зарегистрированных на территориях иностранных государств, по автомобильным дорогам на территории Российской Федерации;

- платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам федерального значения транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов;

- платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн;

- платы за оказание услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования федерального значения;

- штрафов за нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения;

- штрафов за несоблюдение требований законодательства РФ о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн;

- поступлений в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы РФ на финансовое обеспечение дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования федерального значения;

- безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц на финансовое обеспечение дорожной деятельности, в том числе добровольных пожертвований, в отношении автомобильных дорог общего пользования федерального значения.

Порядок формирования и использования бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда устанавливается Правительством РФ.

Бюджетные ассигнования Федерального дорожного фонда, не использованные в текущем финансовом году, направляются на увеличение бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда в очередном финансовом году.

Объем бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда подлежит корректировке в очередном финансовом году с учетом разницы между фактически поступившим в отчетном финансовом году и прогнозировавшимся при его формировании объемом указанных в настоящей статье доходов федерального бюджета. Указанная разница, при ее положительном значении, подлежит уменьшению на величину отклонения в отчетном финансовом году фактического объема ассигнований Федерального дорожного фонда от суммы прогнозировавшегося объема указанных в настоящей статье доходов федерального бюджета и базового объема бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда на соответствующий финансовый год.


Письмо ФНС РФ от 01.04.2011 N КЕ-4-3/5120@ «О направлении письма Министерства финансов Российской Федерации от 15.02.2011 N 03-03-10/14».

Разъяснены вопросы, касающиеся вопросов учета в целях налогообложения прибыли доходов в виде остаточной стоимости имущества, оставшегося после окончания действия договора гранта.

В соответствии с пп.14 п.1 ст.251 НК РФ доходы в виде грантов отнесены к средствам целевого финансирования, не учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

При этом грантами признаются денежные средства или иное имущество в случае, если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям:

- гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством Российской Федерации, на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны здоровья населения (направления - СПИД, наркомания, детская онкология, включая онкогематологию, детская эндокринология, гепатит и туберкулез), охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством Российской Федерации, социального обслуживания малоимущих и социально не защищенных категорий граждан, а также на проведение конкретных научных исследований;

- гранты предоставляются на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным предоставлением грантодателю отчета о целевом использовании гранта.

При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в качестве целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

Таким образом, одним из условий для отнесения полученных грантов к средствам целевого финансирования является их предоставление на безвозмездной и безвозвратной основах.

Таким образом, имущество, полученное в виде гранта, а также имущество, приобретенное за счет денежных средств, полученных в виде грантов, на осуществление конкретных программ, перечисленных в НК РФ, возврату не подлежит, в том числе и в случае, если договор гранта ограничен определенным сроком.

При этом, учитывая, что налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в качестве целевого финансирования, амортизируемое имущество, полученное в виде гранта, в целях налогообложения прибыли амортизации не подлежит. Амортизируемое имущество, приобретенное за счет денежных средств, полученных в виде грантов, амортизации также не подлежит.

Следовательно, в целях налогообложения прибыли остаточная стоимость такого имущества равна первоначальной.


Письмо Банка России от 04.04.2011 № 43-Т «О некоторых вопросах оценки качества ссуд».

В качестве иного существенного фактора, который может повлиять на принятие кредитной организацией решения о классификации ссуд в более низкую категорию качества, чем это предусмотрено Положением Банка России № 254-П, целесообразно рассматривать наличие фактов, свидетельствующих об отсутствии у заемщика - юридического лица реальной деятельности в сфере производства, выполнения работ и оказания услуг, либо осуществление такой деятельности в незначительных объемах, не сопоставимых с размером ссуд. При установлении таких фактов кредитной организации рекомендуется классифицировать соответствующие ссуды не лучше, чем в III категорию качества.

По таким заемщикам рекомендуется уделять дополнительное внимание оценке их финансового положения, включая достаточность выручки и прибыли для обслуживания основного долга и процентов по ссудам (с учетом необходимости обслуживания иных заимствований), а также оценке качества обслуживания долга по ссудам, в том числе характеру источников происхождения средств, направляемых на их обслуживание. При этом в случаях, когда заемщик в силу его финансового положения не в состоянии самостоятельно обслуживать долг по ссудам (обслуживать его надлежащим образом) и (или) имеются факты обслуживания долга по ссудам с принятием на себя кредитной организацией - кредитором рисков понесения потерь, рекомендуется во внутренних документах кредитных организаций и в практике оценки ими ссуд использовать консервативные подходы.

Под реальной деятельностью заемщика в сфере производства, выполнения работ и оказания услуг, в контексте настоящего письма, предлагается понимать деятельность, результаты которой могут быть реализованы (проданы) на рынке при том, что оплата со стороны покупателей осуществляется ими не за счет систематического и существенного использования денежных средств и (или) иного имущества, предоставленных им кредитной организацией - кредитором прямо либо косвенно (через третьих лиц) с принятием на кредитную организацию - кредитора рисков понесения потерь.

Кроме того, при определении размера резерва на возможные потери по ссудам особое внимание рекомендуется уделять анализу правовых, экономических и организационных аспектов, связанных с возможностью реализации кредитной организацией прав, вытекающих из обеспечения, и с размером предполагаемых к получению средств, в том числе с учетом последствий реализации указанных прав для деятельности лица, предоставившего обеспечение. Как показывает практика, реализация кредитной организацией указанных прав может быть затруднена в том числе при следующих обстоятельствах:

- реализация прав, вытекающих из обеспечения, может привести к сбоям (остановке) производственного цикла лица, предоставившего обеспечение;

- не представляется возможным установить причины, по которым лицо предоставило обеспечение по ссуде (в том числе для такого лица отсутствуют экономическая выгода и юридические связи с заемщиком);

- не представлено подтверждение (вызывает обоснованные сомнения) реальности предмета залога и (или) его принадлежности лицу, предоставившему обеспечение (в том числе в силу отсутствия соответствующих активов на балансе указанного лица, отсутствия надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности указанного лица на предмет залога).




Кораблин Владислав

Юридическая компания «Юков, Хренов и Партнеры»


 

← к статьям