По вопросам размещения на сайте, пожалуйста, звоните +7 495 150-08-68

Антон Северов: "Имеющиеся преференции не делают технопарки привлекательными для бизнес-сообщества" 23 мая 2016 года

Развитие технопарков в России является одним из приоритетных направлений в текущей экономике. Создание нового формата производств, применение модели ГЧП, поддержка малого и среднего бизнеса - лишь часть из действующих программ. Однако по-прежнему много вопросов вызывают правовое регулирование направления и критерии присвоения самого статуса технопарка. Об актуальных вопросах в этой области мы поговорили с Антоном Северовым, генеральным директором юридической компании  LegalWay.

Какая нормативная база регулирует создание и работу технопарков в России?

Первый технопарк в России открылся в 1990 году, в Томске. Прошло больше 25 лет, но федеральный закон, регламентирующий создание и работу технопарков в нашей стране до сих пор не принят. Еще в 2012 году Комитет по экономической политике и инновационному развитию обсуждал проект закона о технопарках, но существенных подвижек с тех пор не произошло.

Работу технопарков на сегодняшний день регулируют федеральные нормативные акты, разработанные Министерством экономического развития, Министерством связи и массовых коммуникаций и Министерством промышленности и торговли. Кроме того, в 15 субъектах РФ действуют нормативно-правовые акты регионального значения, предусматривающие, помимо прочего, меры поддержки развития и функционирования технопарков. В качестве таких мер чаще всего выступают налоговые льготы, субсидии из региональных бюджетов, льготы по аренде.  

Из-за того, что единого федерального закона о технопарках не существует, региональные нормативные акты не только по-разному регламентируют процессы создания и функционирования технопарков, но и трактуют само определение технопарка. В большинстве регионов страны правовое регулирование деятельности технопарков просто отсутствует.

Какие законодательные изменения были приняты в отношении технопарков за последнее время?

В 2015 году Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии утвердило Национальный стандарт технопарков РФ. Стандарт дает определение технопарка и устанавливает единые требования ко всем его элементам, включая основополагающие документы, параметры земельных участков и необходимой инфраструктуры. Также стандарт регламентирует деятельность управляющей компании.

Кроме того, в конце 2015 года было принято Постановление Правительства о предоставлении федеральных субсидий управляющим компаниям технопарков для возмещения затрат по оплате процентов по кредитам, полученным на реализацию инвестиционных проектов. Чтобы получить субсидию, управляющая компания технопарка должна подтвердить понесенные расходы, подав заявку и пакет документов в Минпромторг РФ. Возмещению подлежат 2/3 от полной суммы уплаченных процентов.

В начале 2016 года было принято еще одно Постановление,  предусматривающее предоставление федеральных субсидий субъектам РФ на возмещение их затрат по созданию и инфраструктуры технопарков. В общей сложности на это планируется потратить около 4 млрд рублей. 

Получают ли девелоперы определенные преференции при строительстве и развитии технопарков?

Большой шаг в этом направлении сделало чуть больше месяца назад Правительство Москвы, установив для технопарков, в том числе строящихся, минимальную ставку арендной платы за землю в размере 0,01% от кадастровой стоимости участка. Сделано это было во многом для того, чтобы поддержать девелоперов в условиях кризиса, избежать долгостроев и перепрофилирования строящихся комплексов.

В целом же, на том этапе развития, на котором сегодня находятся технопарки, их сложно назвать привлекательными для инвесторов. В пользу этой точки зрения высказывается целый ряд экспертов. Технопарки по-прежнему создаются, преимущественно, по инициативе региональных властей. Чтобы повысить интерес к созданию и развитию технопарков, власти готовы предоставлять определенные преференции в виде льготных ставок налога на прибыль, налога на имущество, льгот по оплате аренды, субсидий из областных бюджетов. Но в целом проблемы это не решает. Чтобы хоть как-то оправдать свои затраты на строительство и развитие технопарка, девелоперы преподносят в качестве технопарков комплексы, состоящие из офисных и производственно-складских помещений. Этому способствует и долгое время отсутствовавшее единое определение технопарка.

Чтобы технопарк стал прибыльным, необходимо менять саму концепцию. Такой концепцией может стать размещение на территории технопарка небольших инновационных компаний и крупных предприятий, готовых покупать интеллектуальную продукцию мелких фирм. Еще один вариант – создание технопарков рядом с основными потребителями продукции резидентов технопарка. Пока же ситуация такова, что даже имеющиеся преференции не делают технопарки привлекательными для бизнес-сообщества.

Какие существуют правовые особенности приобретения земли и смены ВРИ под строительство технопарка?

Основные сложности тут связаны с тем, что правовой статус земельных участков под строительство технопарков, зачастую, не определен однозначно. Технопарки – многофункциональные комплексы, включающие объекты самого разного назначения, от офисных до жилых. Но отдельной статьи в Земельном кодексе, предусматривающей выделение земельных участков для их комплексного освоения в рамках технопарков до сих пор нет. Сегодня технопарки строятся, как правило, на землях, находящихся в федеральной или муниципальной собственности. Особенности предоставления таких земельных участков обусловлены преимущественно содержанием региональных нормативных актов. Например, в ряде регионов под строительство технопарков земельный участок выделяется без участия в торгах.

Какими правовыми положениями регулируется присвоение статуса технопарка?

Регулирование происходит региональными правовыми актами. В некоторых регионах эта функция принадлежит исполнительным органам власти, в других – специально созданным комиссиям. Постановление Правительства Москвы  от 11.02.2016 № 38-ПП "О мерах по реализации промышленной и инвестиционной политики в городе Москве"  предусматривает, что правовой статус технопарка присваивается правовым актом Правительства Москвы сроком на 10 лет, при условии ежегодного подтверждения. В некоторых регионах статус присваивается сроком на 5 лет.

Как осуществляется правовое регулирование присутствия арендаторов в технопарке?

Основное отличие в том, что арендаторы или резиденты технопарков получают поддержку и имеют право на получение льгот, предусмотренных региональным законодательством. Правовое регулирование присутствия арендаторов в технопарке осуществляется на основе договора, заключенного с управляющей компанией технопарка. Порядок отбора резидентов для технопарков может отличаться в разных регионах. Зачастую, он проходит на конкурсной основе. Национальный стандарт для технопарков предусматривает, что не менее 50% их площади должно быть отведено для размещения предприятия малого и среднего бизнеса, как основы для экономического развития любого региона. При этом резиденты технопарка получают право пользоваться его инфраструктурой. Еще одна особенность в том, что не каждая компания может стать резидентом технопарка. Собственно, выживание технопарка зависит во многом от состава его резидентов. 

В феврале мэрия Москвы приняла постановление, предоставляющее московским промышленным комплексам и технопаркам налоговые льготы в размере 10-25%. Документ регламентирует порядок присвоения статуса промышленного комплекса эффективным промышленным предприятиям и требования, предъявляемые к ним, и уточняет порядок присвоения статуса и требования для технопарков. Возможно ли оспорить несогласие властей признавать определенные объекты технопарками и насколько распространена такая практика в России?

Как правило, отказ в присвоении статуса технопарка является мотивированным, с указанием причин отказа. После устранения этих причин заявку на присвоение статуса технопарка можно подавать снова. Московские власти сейчас наоборот, идут по пути упрощения процедуры присвоения статуса технопарка, и снижения требований к ним именно для того, чтобы большее число объектов могли получить этот статус, а с ним – возможности и преференции.

Насколько распространена модель ГЧП при реализации технопарков?

Такая модель пока не получила большого распространения. Из 71 действующего на сегодняшний день технопарка, модель ГЧП реализована в 15 случаях, это около 20%. Связано это с тем, что долгое время нормативно-правовая база для создания ГЧП не была проработана. Федеральный закон вступил в силу только с 1 января 2016 года.

В условиях кризиса и с учетом того факта, что большинство технопарков находятся в государственной собственности, реализация модели ГЧП будет способствовать притоку частных инвестиций. Роль частного инвестора при этом достаточно велика, она не ограничивается исключительно финансированием. Ключевая особенность ГЧП в том и состоит, что частный партнер вовлечен во все стадии реализации проекта. Для девелоперов участие в ГЧП – это возможность минимизировать риски участия в долгосрочных масштабных проектах, возможность совершать стратегические инвестиции, срок окупаемости которых выше, чем, например, в сфере торговли, но существует возможность получить налоговые льготы.

Кроме того, модель ГЧП предусматривает передачу объекта соглашения в частную собственность, в тех случаях, когда это оговорено законом.

Существуют ли на данный момент прецеденты лишения технопарков своего статуса?

В 2014 году Счетная палата провела масштабную проверку деятельности технопарков, в том числе, целевое расходование средств государственных субсидий, и выявила очень много нарушений в работе технопарков. Часть технопарков не была достроена, часть не имела необходимого числа резидентов и работающих проектов. В некоторых регионах финансирование, выделяемое на развитие технопарков, перераспределялось на региональные нужды, земли технопарков выделялись под строительство жилых домов и т.д. Проблем в отрасли очень много, но в целом случаи лишения технопарков их статусов – единичны. На уровне министерств программа развития технопарков считается довольно успешной – технопарки работают, рабочие места создаются, возможности для создания высокотехнологичной продукции есть, а прибыль – увеличивается год от года.

Беседу вел Антон Мошкин

← к статьям