По вопросам размещения на сайте, пожалуйста, звоните +7 495 150-08-68

Александр Арбузов: "Нашей стране выпадет возможность показать миру оправданность регулирования алкогольного рынка" 27 января 2016 года

Регулирование алкогольного рынка с помощью системы ЕГАИС, вступившей в силу с 1 января 2016 года стало одним из значимых событий на рынке для ритейлеров и заведений общепита. О том, какие плюсы и минусы несет система, кто будет платить за ее внедрение и приведет ли это к снижению поставок алкогольной продукции, мы поговорили с  Александром Арбузовым, партнером юридической фирмы "Дювернуа Лигал"

В чем заключаются основные принципы работы системы?

На каждой бутылке или банке алкоголя есть марка с 2D-шрихкодом. Принцип такой: после того, как алкоголь поступает от оптовиков, при помощи сканнера штрихкода информация должна быть считана, обработана компьютером, подписана посредством электронного крипто-ключа (электронной подписи) и передана по электронному каналу на сервер Росалкогольрегулирования (оно же ФСРАР, Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка). Далее при обнаружении неучтенной таким образом алкогольной продукции, магазину или заведению общепита грозит штраф. Более того, для розничных магазинов также требуется учитывать еще и реализуемую продукцию (т.е. не только поступление, но также и реализацию). Таким образом, государство, с одной стороны, борется с рынком незаконной ("паленой") алкогольной продукции, а, с другой, получает дополнительные рычаги контроля за поставками и реализацией алкоголя, а, следовательно, в теории увеличивает собираемость налогов в данной сфере.

Расскажите, что послужило инициативой внедрения системы для дистрибьюторов?

К сожалению, я не вникал в историю вопроса настолько глубоко. Однако, судя по всему, инициатива исходила сверху. Скорее всего, со стороны Правительства РФ и Федеральной налоговой службы, учитывая, что внедрение новых способов контроля за поставкой и реализацией алкоголя имеет своей целью не только заботу о здоровье граждан (борьба с некачественной продукцией), но в значительной степени желание вовлечь в налогооблагаемую сферу ту долю алкогольного рынка, которую ранее занимали поставщики некачественного алкоголя, а теперь, возможно, займут добросовестные производители.     

Как вы оцениваете положительный эффект, которые система может оказать? И какие негативные факторы можно выделить?

О возможных положительных эффектах я уже сказал. Это, главным образом, уменьшение доли некачественного алкоголя. Я надеюсь, что люди станут меньше травиться. Кроме того, у них появится возможность пассивного контроля за качеством товара, т.к. благодаря системе, каждый покупатель сможет при помощи кода на кассовом чеке сам получать интересующую его информацию о приобретенной продукции. Таким образом, будем ожидать, что благодаря ЕГАИС хотя бы отчасти уменьшится теневой сегмент рынка, и данная ниша заполнится легальным алкоголем. Это хорошо как для потребителей и производителей, так и для государства, которое меньше будет сталкиваться в больницах со случаями отравлений и одновременно сможет увеличить налоговые поступления.

Что же касается негативных факторов, то, помимо возможного удорожания продукции,  я бы выделил, прежде всего, наличие двусмысленностей в понимании законодательства по данному вопросу. Посмотрите Интернет: сколько мнений относительно применения тех или иных положений. Соответственно, сразу возникает вопрос – а вдруг и контролирующие органы будут толковать его положения некорректно?  

Не станет ли это дополнительным административным барьером для ритейлеров и заведений общественного питания?

Не думаю. Смею предположить, что крупные ритейлеры, имеющие большой штат юристов или на регулярной основе заказывающие обзоры изменения законодательства у внешних юридических консультантов, заранее готовились к новым правилам. Что же касается предприятий общественного питания (рестораны, кафе, кафетерии и т.д.), то ЕГАИС в них будет применяться лишь в отношении закупок (т.е. поступления) алкогольной продукции. Учет объема реализуемой продукции закон в них не требует (конкретно об этом сказано в пп. 2 п. 2.1 Закона № 171-ФЗ о госрегулировании производства и оборота).

Не фиксируется в ЕГАИС также розничная продажа пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи. А для отдельных организаций (например, расположенных в Крыму и Севастополе) установлены отсрочки. Подробнее о том, кому, когда и что нужно учитывать в ЕГАИС можно узнать из таблицы на сайте Росалкогольрегулирования.

Каков административный процесс подключения к системе и какие проблемы возникают в этом вопросе?

Главным образом, необходимо завести на сайте www.egais.ru (он специально создан Росалкогольрегулированием) личный кабинет. Там же можно скачать необходимое программное обеспечение для работы в ЕГАИС. Помимо этого для работы потребуется комплект, включающий КЭП – квалифицированную электронную подпись (покупается отдельно у третьих лиц, причем нужно убедиться в наличии у него сертификата, выданного аккредитованным удостоверяющим центром) и специальное оборудование: 2D сканеры штрих-кодов, кассовый аппарат, совместимый с ЕГАИС и способный печатать изображения или QR-коды, по которым покупатели будут проверять легальность алкоголя. Очевидно, что в технических деталях и настройках может разобраться лишь обученный сотрудник, а потому лучше всего приобретать все в комплексе – сейчас существует масса предложений, где и оборудование с крипто-ключом (КЭП) продадут, и настроить работу системы помогут, и сотрудников обучат. Проблемы заключаются как раз в том, чтобы разобраться в технических сложностях, понять какое из аппаратных средств более надежно и качественно работает. Да и цены разные. 

Ложится ли финансовое обременение на розничную сеть или дистрибьютора за обслуживание системы?

Так и есть. Бремя ложится на бизнес и опосредованно (через удорожание продукции) на каждого из нас, за исключением программного обеспечения (ПО), которое скачивается бесплатно. По отдельным оценкам, внедрение ЕГАИС способно влететь в копеечку - примерно в 150 (некоторые говорят до 200) тыс. руб. на один магазин с одним аппаратом. Кстати, по этой причине многим представляется спорным распространение ЕГАИС на предприятия общепита, т.к. оно способно привести к удорожанию и без того дорогих напитков в ресторанах. Кто-то скажет, что рестораторы итак делают наценку в 2-3 раза от себестоимости алкоголя, а потому не грех бы им и раскошелиться, однако, как потребитель я знаю, что из реализации алкоголя многие рестораны и кафе как раз и формируют выручку, и, более того, закрывают "минус" в других направлениях работы ресторана, а потому позволю себе предположить, что платить за ЕГАИС в ресторанах все-таки придется потребителю…

Может ли это привести к снижению поставок алкогольной продукции, как это наблюдалось ранее при внедрении подобных систем?

К снижению поставок вряд ли. Уверен, многие ритейлеры уже давно (еще год назад) начали готовиться к переходу на новые рельсы, а производители и тем более.

Как обстоит ситуация на западе при регулировании движения алкогольной продукции?

Насколько мне известно, ЕГАИС была разработана в России, и более того, программа была признана в качестве лучшей в 2013 году в рамках IV Международного форума по акцизным маркам. Скорее, можно утверждать, что именно нашей стране выпадет возможность показать миру, насколько внедрение данной системы может себя оправдать.

Стоит ли ожидать дальнейшего ужесточения регулирования табачной и алкогольной продукции?

Насчет табака не подскажу. Что же касается алкогольной продукции, то я бы не ожидал дальнейшего ужесточения. Алкоголь дает большие налоговые поступления в казну, и вряд ли кто-то захочет убивать курицу, несущую "золотые яйца". Скорее, будут разбираться с тем потоком информации, которую получат в результате реализации ЕГАИС, будут проверять, а кого-то и штрафовать.

Какие последствия для ритейлеров и конечных потребителей можно ожидать после внедрения ЕГАИС и подобных систем?

О предварительных результатах мы, скорее всего, узнаем не ранее 2-3 кварталов, так как система стала обязательной лишь с 1 января. Прежде всего, смею надеяться, что потребители будут меньше травиться. Все-таки забота о здоровье людей, а не экономическая выгода, должна быть первостепенной задачей государства при затрагивании таких сфер, как алкоголь и табак. У потребителей, как я уже сказал, и у самих появится возможность убедиться в качестве продукции, т.к. на руках останется чек, по которому можно проверить информацию о товаре. Из негатива возможно, конечно, какое-то удорожание, особенно в ресторанах и кафе. Также ритейлеры и заведения общепита, полагаю, вынуждены будут более осторожно относиться к внешнему виду бутылок. Так, если бутылка с поврежденным или некорректным кодом, то ее потребуется возвратить оптовику или списать в убыток, а потому будут более тщательно проверять продукцию при приемке товара. Ну, и, напоследок, для тех точек, что не установили систему ЕГАИС, в 2016 году возможны штрафы и при том весьма существенные: для юр.лица он составит от 150 до 200 тыс. руб.

Беседу вел Антон Мошкин

← к статьям