По вопросам размещения на сайте, пожалуйста, звоните +7 495 150-08-68

Андрей Гусев: "Бизнес ожидает новый способ борьбы с уклонением от уплаты налогов" 07 мая 2015 года

2015 год ознаменовался принятием немалого количества поправок и нововведений, прямо или косвенно касающихся области коммерческой недвижимости. Помимо крупных изменений в ЗК РФ, которые снискали многочисленные обсуждения и споры в профессиональной среде, стоит отметить и область ритейла, а также оценить то, как изменились кадастровые отношения не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге. Об грядущих изменениях и возможных проблемах бизнеса мы поговорили с Андреем Гусевым, управляющим партнером юридической фирмы "Борениус" в России.

Какие основные изменения законодательства затронут сферу ритейла в текущем году?

Можно выделить ряд сфер, с которыми ритейлеры сталкиваются каждый день – это регулирование вопросов торговли, налоги, таможня, вопросы, связанные с арендой помещений и земельных участков, антимонопольное регулирование.

Какие изменения в ФЗ об основах регулирования торговой деятельности Вы можете выделить?

Проект Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам антимонопольного регулирования и обеспечения продовольственной безопасности" предполагает следующие изменения: совокупный размер вознаграждений хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность (ритейлеров), за приобретение в определенном количестве продовольственных товаров и платы за оказание услуг по их продвижению, не должен превышать 3% цены этих товаров.

При этом на данный момент, согласно ч.4 ст.9 ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности", ограничен размер только вознаграждения за приобретение продовольственных товаров в определенном количестве, его размер не может превышать 10 процентов цены этих товаров. При расчете не учитывается НДС, предъявляемый поставщиком ритейлеру, а в отношении подакцизных продовольственных товаров – сумма акциза.

Еще одним важным изменением станет запрет поставщикам выплачивать ритейлерам, реализующим продовольственные товары посредством организации торговой сети, вознаграждения, не предусмотренные ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ". Ритейлеры, реализующие продовольственные товары посредством организации торговой сети, и поставщики в торговые сети будут обязаны уведомлять ФАС России и ее территориальные органы обо всех случаях заключения договоров поставки и иных соглашений, совокупный размер всех выплат по которым превышает 3% цены данных товаров.

За непредоставление таких уведомлений лица могут быть привлечены к ответственности (ч.4 ст.19.8 КоАП РФ). На данный момент законопроект находится на рассмотрении Государственной Думы РФ и включен в примерную программу рассмотрения в весеннюю сессию 2015 года.

Какие еще законопроекты стоит ожидать представителям ритейла?

Можно отметить законопроект 2015 года о запрете ритейлерам осуществлять прямые закупки сельхозтоваров за рубежом. По заявлению первого зампредседателя комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергея Лисовского, в ходе весенней сессии планируется представить законопроект о запрете торговым сетям прямых закупок сельхозпродукции за рубежом. По его словам, принятие такого закона связано с тем, что российские торговые сети предпочитают закупать продукты питания напрямую из-за рубежа, это наносит ущерб интересам отечественных сельхозпроизводителей.

Еще одним знаковым изменением может стать патент на работу для иностранцев. Регулирование: № 357-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в РФ" и отдельные законодательные акты РФ" от 24.11.2014 года и № 409-ФЗ "О внесении в Трудовой кодекс РФ и статью 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в РФ" изменений, связанных с особенностями регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства" от 01.12.2014 года. Он предписывает "безвизовым" иностранцам вместо разрешений на работу выдавать патент на срок от 1 до 12 месяцев. В отличие от разрешений, квот на патенты не предусматривается. Для получения патента на срок от 1 до 12 месяцев гражданину нужно в течение 30 дней со дня въезда подать заявление. Нарушителям грозит штраф от 10 000 до 15 000 рублей. При исчислении налога для мигрантов, работающих на патенте, работодатель должен учитывать уплаченный ими авансовый платеж по НДФЛ (необходимо запросить у налоговиков уведомление об уплате мигрантом аванса по НДФЛ). Вне зависимости от продолжительности заключенного договора, за временно пребывающих граждан и лиц без гражданства уплачиваются страховые взносы — прежде такое условие распространялось только на договоры сроком не менее 6 месяцев в течение года.

Как обстоит ситуация с торговыми сборами, которые планируется ввести летом 2015?

С 1 июля 2015 года местные сборы с розничной торговли могут быть введены в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. Ставки сбора будут устанавливать муниципалитеты, привязав их к стоимости патента и площади торгового помещения. Однако в Санкт-Петербурге пока не приняты нормативные акты, вводящие данный сбор. По словам губернатора Георгия Полтавченко, данный сбор в течение 2015 года в Санкт-Петербурге введен не будет.

Как Вы оцениваете право следственного комитета возбуждать уголовные дела о налоговых преступлениях без обращения к ним налоговой службы?

Бизнес-сообщество в целом высказывает опасения, что этот механизм развяжет руки силовикам, и это, соответственно, усилит нагрузку на бизнес. Следователи уверяют в обратном: существовавшие до этого ограничения мешали им ловить преступников до того, как они успевают уничтожить следы фальсификаций.

Также стоит сказать, что бизнес-сообщество опасается, что, по сути, будет ликвидирован защитный фильтр: сейчас налоговики передают в следственные органы материалы для возбуждения дела только при доначислении недоимки и ее неоплате дольше двух месяцев. Многие боятся абсурдных ситуаций, когда у компании, по мнению налогового органа, еще нет задолженности, а уголовное дело дело уже есть.

Какие изменения в области налога по кадастру произошли в Санкт-Петербурге с 2015 года?

В 2014 году Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга были утверждены результаты определения кадастровой стоимости нежилых зданий площадью более 3 000 кв. м. По сравнению с предыдущей оценкой кадастровая стоимость некоторых объектов увеличилась практически в два раза.

С 1 января 2015 года начали действовать изменения в отношении налога на имущество организаций, в соответствии с которыми ставка налога на имущество предприятий устанавливается в размере 1% от кадастровой стоимости для следующих объектов: нежилых зданий (строений, сооружений) площадью свыше 3 000 кв. м и нежилых помещений площадью свыше 3 000 кв. м, которые фактически используются в целях размещения объектов делового, административного или коммерческого назначения, офисов, торговых объектов, объектов общественного питания или объектов бытового обслуживания;  объектов недвижимости иностранных организаций, которые не ведут деятельность в РФ через постоянные представительства, либо объектов недвижимости  иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.

В результате указанных изменений существенно повышается налоговая нагрузка на некоторые организации, имеющие в собственности или пользовании объекты недвижимости. В первую очередь данные нововведения касаются компаний сферы ритейла, поскольку они владеют крупными объектами недвижимости.

Какие еще налоговые изменения стоит ожидать предпринимателям?

Тут стоит сказать об изменении подходов в рамках правоприменения. ФНС выработала новый способ борьбы с уклонением от уплаты налогов. Ведомство определяет отрасль, определяет игроков, проводит проверку, взыскивает налоги с одного из участников отрасли, распространяет информацию о ее результатах другим участникам рынка и предлагает им доплатить налоги добровольно, чтобы не провоцировать "жесткую" проверку.

Такой метод налоговики называют  "системой управления поведением".

В качестве эксперимента ФНС проводит такую работу в сегменте рынка БТЭ в связи с тем, что налоговики обнаружили, что некоторые из крупнейших игроков представляют собой не группу или холдинг, а "облако" из маленьких фирм с колоссальными потоками, с низкими ценами импортируемой продукции, сомнительными схемами ввоза оборудования и его растормаживания. Сейчас ФНС продолжает отбирать отрасли, на которых далее будет опробоваться данная схема. Начнут с небольших отраслей: производство с/х сырья, ювелирная отрасль, медицинская дистрибуция, потом будут переходить к более масштабным задачам.

← к статьям